Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что
машины из блага цивилизации может превращаться в ее бич, человечество стало
понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее
горожанам мирно сосуществовать с их стальным гудящим и гадящим потоком. В
выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окись азота,
углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, телиеылые металлы. Окись углерода
попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики- эритроциты, что они
теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное
голодание, что прежде всего сказывается на центральнойнервной системе. Когда мы
вдыхаем окислы азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют
азотную и азотистую кислоту. В результате возникают не только раздражения
слизистых, но и весьма тяжёлые заболевания. Считается, что окислы азота в 10 раз
опаснее для организма, чем окись углерода.
Типичным представителем концентрогенных веществ, т.е. веществ, способствующих
возникновению раковых опухолей, является бенз(а)пирен. Достаточно сказать, что
учёные уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов. Именно, в развитии
автотранспорта и, стало быть, во всё большем засорении городского воздуха
автомобильными газами многие учёные видят главную причину увеличения смертности
от рака лёгких. Частота этого заболевания в городе намного выше чем в сельской
местности.
В настоящие время' в мире насчитывается 800 млн. автомобилей, в том числе 80
мил. грузовых и примерно 1 мил. городских автобусов.
Общая противоположность автомобильных дорог во всём мире составляет более 18,3
мил. км. (458 экваторов); 10,9 мил. км. приходится на дороги с твёрдыми
покрытиями. Подобно тому как мельчайшие кровеносные сосуды пронизывают всё тело,
так и дороги приходят в самые отдаленные уголки планеты.
Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются
так резко, как в деле защиты природы, с одной стороны, он облегчил человеку
жизнь, с другой - отравляет её в самом прямом смысле слова. Специалисты
установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в
среднем более 4т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг.
оксида углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеродов.
Если помножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового потока автомобилей, можно
представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Увеличения количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли
объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог
вследствие применения ошипованных шин.
В городах России число автомобилей растет так быстро, что при достаточной
инсоляции в атмосфере наших городов могут иметь место такие же процессы, как и в
городах других стран.
ПОРОГОВАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ
МЕТАЛЛОВ ^
Кобальт - недостаток - меньше 2-7; нижняя пороговая концентрация гипо- и
авитаминозы В, эндемический зоб; его норма 7-30, избыток составляет более 30;
верхняя пороговая концентрация - угнетения синтеза витамина В.
Медь - недостаток - меньше 6-15;нижняя пороговая концентрация анемия,
заболевание костной системы. Полегание и не вызревание злаков, суховершинность
плодовых деревьев. Норма 15-60, избыток более 60;верхняя пороговая концентрация
вызывает поражение печени, анемия, желтуха.
Марганец - недостаток до 400 (?); нижняя пороговая концентрация заболевание
костной системы, увеличение зоба. Норма - 400-3000. Если избыток составляет
3000, то возможно заболевания костной системы.
Цинк ~ недостаток 30 или нижняя пороговая концентрация приводит к карликовому
росту растений и животных. Норма 30-70. Если избыток составляет более 70, то при
верхней пороговой концентрации - угнетения окислительных процессов, анемия.
Молибден ~ при недостатке до 1,5 возможно заболевания растений. Норма должна
составлять 1,5-4.При недостатке более 4 - подагра у человека, молибденовый
токсикоз у животных.
Бор при недостатке 3-6 и нижней пороговой концентрации возможны отмирание точек
роста стеблей и корней. Его норма должна составлять 6-30. При избытки более 30 -
боровые энтериты у животных и растений.
Стронций - норма до 600. Если избыток 600, верхняя пороговаяконцентрация-
уродская болезнь, рахит, ломкость костей.
Йод - при недостатки йода 2-5 возможно эндемический зоб, эндемия монет,
усиливается при несбалансированности йода с кольбатом, марганцем и медь.
К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится
также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В&
атмосферном& воздухе свинца содержится почтиисключительно в виде неорганических
соединений. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с
увеличением его содержания в воздухе. Последнее ведёт к снижению активности
ферментов, участвующих в насыщении крови кислородам, и, следовательно, к
нарушению обменных процессов в организме.
ПРИЧИНЫ ДЫМЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
^
Причины, дымления автомобилей различны неисправность двигателя, неотлаженость
системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно
отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз.
Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в
двигатели приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозят по
улицам ядовитый газ. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются но и
увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.
Неумелое поведения водителя за рулём ( неправильный выбор скоростей движения,
резкие разгоняя и торможения повышение установленной скорости), а так же
самостоятельная регулировка (увеличение частоты вращения на холостом ходу) и
нарушение инструкций по эксплуатации автомобиля нередко приводит к увеличению
загрязнения окружающей среды, снижая эффективность усилий целях конструкторских
конспектов. Поэтому разъяснительная работа среды водителей автомобилей в этом
направлении очень важна.
Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта загрязняющих веществ в
атмосферу.
Перевод автомобилей на дизельные двигатели.
Всемирная дизилизация - важное магистральное направление автомобилестроение.
Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан с
проблемой не только удешевлению эксплуатации автомобилей, но и уменьшения
загрязнения окружающей среды. Дизельный двигатель свободен от многих
недостатков, присущих его бензиновому собрату. В топливе для дизельных
двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как окись
углерода и углеводорода, на 50-90% ниже.
Газ вместо бензина.
В последние десятилетие в нашей стране осуществляется крупные мероприятия по
переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить
чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили,
заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало
дефицитного жидкого топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить
производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.
Электромобиль.
В интересах защиты окружающей среды считается целесообразным перевод автомобилей
на электротягу, особенно в крупных городах. Предлагается, использовать
существующие типы источников тока с определенным их усовершенствованием,
экономически и технически конкурентоспособные с обычными автомобилями.
Последующие этапы развития электромобилей связывают с их серийным и массовым
производством и постепенным увеличением их доли в автомобильном транспорте.
Оценки показывают, что в 2025 году электромобили могут составить 15% от общего
числа автомобилей мира.